Как вернуть некачественный товар продавцу?

В соответствии с ФЗ «О Защите прав потребителей» продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору.

Если покупатель обнаружил недостатки в товаре, он вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать от продавца возврата уплаченных за товар денежных средств. В этом случае покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить товар с недостатками .

Что является недостатком товара?

Недостаток товара, а также работы либо услуги – это несоответствие товара (работы, услуги) хотя бы одному из условий:

— обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке;

— условиям договора;

— целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;

— целям, о которых продавец либо исполнитель работы/услуги был поставлен в известность потребителем при заключении договора;

— образцу / описанию при продаже товара по образцу / по описанию.

Срок предъявления требования по недостаткам товара

По общему правилу вы вправе предъявить требование об отказе от договора и возврате уплаченной за некачественный товар суммы в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара. В последнем случае более длительные сроки могут быть установлены законом или договором купли-продажи.

Если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, вернуть его вы сможете, только если докажете, что недостатки товара возникли до его передачи вам или по причинам, возникшим до этого момента.

Как вернуть технически сложный товар?

Если товар является технически сложным (например, это автомобили, мотоциклы, системные блоки, компьютеры, ноутбуки), вы вправе требовать возврата уплаченных за него денег в течение 15 дней со дня передачи вам товара и отказаться от исполнения договора купли-продажи, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Позднее вы можете предъявить указанные требования лишь в определенных случаях:

  • при обнаружении существенных недостатков товара;
  • в случае нарушения продавцом установленных сроков устранения недостатков товара;
  • если из-за неоднократного устранения различных недостатков товар невозможно использовать более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований .

Как предъявить требования о возврате некачественного товара?

1. Составить письменную претензию в двух экземплярах, где указать недостатки товара, и предъявить свои требования в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

2. Предъявить претензию в магазин под роспись с указанием на экземпляре потребителя даты, ФИО и должности лица, принявшего претензию, или направить по почте заказным письмом.

3. Передать некачественный товар продавцу. Продавец обязан принять у вас товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Вы вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

4. Продавец обязан удовлетворить требования потребителя, в противном случае вы можете обратиться в суд с иском о защите прав потребителей.

На что рассчитывать в суде?

  • Обращаясь в суд с исковым заявлением о возврате уплаченных за некачественный товар денежных средств, вы можете дополнительно потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных вам в связи с продажей некачественного товара.
  • За нарушение срока возврата денег с продавца можно взыскать неустойку (пеню) в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.

Требования о возмещении причиненных вам убытков и выплате неустойки (пени) можно заявить также в претензии продавцу, однако  добиться их удовлетворения в добровольном порядке скорее всего не удается.

  • Вы вправе также потребовать от продавца компенсации морального вреда .
  • При удовлетворении судом ваших требований, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца в вашу пользу штраф в размере 50% присужденной вам суммы.
  • При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные вами судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг адвоката, почтовые расходы, связанные с производством по делу.